Header image  
ВЕСЬ МИР, КАК НА ЛАДОНИ  
  
 
 
 
 

 
 
Тадж-Махал в Агре, Индия

Тадж Махал - мавзолей-мечеть, чудо света, считается лучшим примером архитектуры стиля моголов, который сочетает в себе элементы персидского, индийского и исламского стилей. Тадж Махал находится в Индии, город Агра, на берегу реки Джамна. Построен по приказу императора Великих Моголов Шах-Джахана в память о жене Мумтаз-Махал, умершей при родах, позже здесь был похоронен и сам Шах-Джахан.

Весь комплекс это закрытый с трех сторон парк. Вход в него, похожий на дворец из красного камня, украшен белым узорным «портиком», сверху 11 куполов, по бокам – две башни, также увенчанные белыми куполами. Ограда – это высокие галереи из красного песчаника, протянувшиеся к минаретам и мавзолею. Парк гармонично дополняет весь ансамбль, поскольку спланирован как дорога, ведущая к главной святыне – мечети, его осью является оросительный канал, разделенный посредине пути мраморным бассейном.

Со стороны реки нет дополнительных сооружений, чтобы ничто не заслоняло сам мавзолей. Джамна здесь не очень спокойная, поэтому увидеть идеальное отражение практически невозможно, что подчеркивает иллюзию нереальности. Многие люди специально приходят на противоположный берег рано утром, чтобы увидеть воочию, как парит в предрассветном тумане это величественный мавзолей Тадж Махал, а с первыми лучами солнца начинается игра цвета на его стенах. Возможно, эта воздушность создается непривычными для нас пропорциями, когда высота равняется ширине фасада, а сам фасад прорезан огромными полукруглыми нишам и кажется невесомым.

Архитектурный дизайн Тадж Махала основан на арабской концепции абсолютной симметрии - каждый элемент стоит на своем месте и совершенно вписывается в главную структуру. Здесь все кратно четырем. Здание стоит на довольно высокой квадратной платформе (56х56 м), углы корогой «срезаны», образуя неравностаронний октаэдр. Главный купол (17 м в диаметре) поднимается на 64-метровую высоту и окружен четырьмя меньшими куполами. Всю композицию завершают четыре стройных, грациозных минарета (по 50 м).

К самому сердцу ведет лестница, у ее начала оставляют обувь, как перед храмом. Беломраморная пена стен украшена искуснейшими мозаиками из тысяч драгоценных и полудрагоценных камней. Сплетенные в изысканный орнамент стебли растений и вязь арабских букв, выложенных черным мрамором. Четырнадцать сур из Корана – традиционное украшение для мусульманской архитектура венчают своды арок над окнами. В центре – резная мраморная ширма, за которой видны две ложные гробницы, или кенотафы, сами же склепы – под полом. Очень тихо, в открытые всем ветрам окна падают солнечные лучи. На стенах – гирлянды неувядающих каменных цветов, вечным ковром покрывающих пол и стены.

Даже в наше время здание мавзолея создает ощущение небывалой роскоши, хотя раньше он выглядел еще богаче. Когда-то двери в индийский Тадж Махал были из серебра, в них были забиты сотни маленьких серебряных гвоздиков. Внутри находился парапет из золота, а усыпанная жемчугом ткань лежала на гробнице принцессы, установленной на самом месте ее сожжения. К сожалению, все это было расхищено.

Мавзолей Тадж Махал в индии – воспетый поэтами символ любви Шаха Джахана к жене, Мумтаз Махал. У Шаха Джахана, как его стали почтительно называть после восшествия на престол в 1628 году, был большой гарем, как и полагается такому высокому правителю. Но супруги так нежно любили друг друга, что Шах Джахан «не обращал внимания на других женщин, пока Мумтаз была жива. Махал, единственная из жен сопровождала его даже в далеких военных походах, стойко перенося все тяготы вместе с мужем, единственный человек, которому он полностью доверял и даже советовался!

За 17 лет счастливого супружества у них родилось 13 детей. И вот, всего год спустя, в 1629 году его настигло горе: Мумтаз Махал не пережила тяжелых родов 14-го ребенка. 36 лет для женщины в те времена был очень солидный возраст, а частые роды изматывали здоровье. Это случилось в лагере, разбитом под Бурханпуром, в шатре Шах Джахана, который возвращался из победоносного похода в Декан. Там же хотели похоронить и Мумтаз Махал. Шах был на грани самоубийства. Его голова навсегда скорбно опустилась, волосы поседели.

Через полгода вдовец перевез тело в Агру, где он решил воздвигнуть мавзолей, по красоте достойный его любимой женщины, а по величию – силы их чувств. Когда строительство подошло к концу, в 1653 году, стареющий правитель отдал приказ приступить к возведению второго здания – мавзолея для него самого, точной копии первого, но из черного мрамора.Это было уже безрассудством: страна разорена многочисленными войнами и дорогостоящим проектом, народ роптал. В 1658 году Шаха Джахана сверг его сын Аурангзеб. Он прекратил строительство второго мавзолея, а отца заточил до конца жизни в башне Красного Форта в Агре. Там и провел оставшиеся 9 лет, в комнате, из окна которой был виден мавзолей Тадж Махал. Только после смерти он вновь воссоединился со своей любимой – согласно завещанию, его похоронили рядом, в одном с ней склепе.

Здание строилось 22 года, на строительство собрали со всей страны больше двадцати тысяч человек. Главный архитектор, ширазский Устад (что означает «мастер») Иса Кхан получил неограниченные полномочия, и он их оправдал. Все материалы для мавзолея доставлялись издалека. Песчаник доставляли в Агру из Сикри, полудрагоценные каменья – из копей Индии, Афганистана, Персии и Средней Азии. Нефрит везли из Китая, аметист из Ирана, малахит – из России, сердолик – из Багдада, бирюзу – из Персии и Тибета. Белый мрамор, из которого сделан мавзолей Тадж Махал, доставлялся из каменоломен Макраны, находящихся в 300 километрах от Агры. Некоторые из мраморных блоков были огромной величины, и для перевозки их погружали в громадные деревянные повозки, в которые были впряжены по нескольку десятков буйволов и волов.

Ежедневно мавзолей Тадж Махал посещают десятки тысяч человек, за счёт туристов «индийская жемчужина» приносит казне страны немалые деньги. За год индийский Тадж Махал посещает от 3 до 5 миллионов посетителей, из них более чем 200 000 — из-за рубежа. В 1983 году мавзолей Тадж Махал был назван объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО: «жемчужиной мусульманского искусства в Индии, одним из общепризнанных шедевров наследия, которым восхищаются во всём мире».

 
  Реклама

Hosted by uCoz